Коллегия Счетной палаты России выяснила, что расходы на строительство 76-километрового участка платной трассы Москва-Санкт-Петербург (обход Вышнего Волочка) оказались завышены на несколько миллиардов рублей.
Коллегия СП провела анализа реализации долгосрочного инвестиционного соглашения (ДИС) на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт и эксплуатацию на платной основе скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 258 - км 334. Дорога представляет собой обход города Вышний Волочек в Тверской области. Речь идет о первой очереди строительства новой платной трассы Москва-Петербург.
Как говорится в сообщении ведомства, аудиторы сочли, что инвестсоглашение требует дополнительной корректировки. "ДИС содержит многочисленные ошибки, в том числе в оценке стоимости проекта. Кроме того, проверкой не подтверждена в полном объеме обоснованность, экономическая эффективность и реализуемость заявленных в ДИС параметров", - цитирует сообщение СП агентство "Интерфакс".
"При этом в госкомпании "Российские автомобильные дороги" отсутствует единая система управления рисками, а существующая система внутреннего контроля не позволяет провести оценку эффективности расходов, качества выполненных работ и результативности на основе ключевых показателей", - добавил аудитор Валерий Богомолов, слова которого приводятся в сообщении.
Общий объем финансирования соглашения на инвестиционной стадии составляет 51 млрд рублей. Стоимость строительно-монтажных работ оценили в 49,596 млрд рублей (включая инвестиции исполнителя ОАО "Мостотрест" в размере 5,2 млрд рублей) и затраты ГК "Автодор" - 1,432 млрд рублей. При этом обоснование затрат ГК "Автодор" не представлено.
Согласно данным СП, стоимость строительства данного участка превышена по сравнению с со стоимостью строительства, подтвержденной госэкспертизой от 8 октября 2010 г., на более чем 6,6 млрд рублей. При этом компания "Автодор", которая занимается в России платными дорогами, не представила обоснования указанного превышения. "Между тем прогнозный суммарный объем выручки от взимания платы за проезд составляет 34,68 млрд рублей и показывает, что условиями ДИС не обеспечивается окупаемость не только строительства автомобильной дороги, но также ее содержания и ремонта. Всего за период эксплуатации потребуется дополнительных ассигнований около 9 млрд рублей", - считают аудиторы.
Обход строит компания "Мосторест", получивший контракт без конкурса, напоминают "Ведомости". Компания стала единственным участником конкурса, а потому он был признан несостоявшимся. Более того, инвестор вложил в строительство всего 2% суммы, тогда как остальные 98% пришлись на бюджетные средства. Аудитор Максим Рохмистров, слова которого приводятся в сообщении Счетной палаты, отметил, что "мировая практика не знает случаев подобного соотношения затрат бюджетных средств и привлеченных инвестиций, а именно 98% к 2%, при реализации проектов государственно-частного партнерства".
Ранее глава "Автодора" Сергей Кельбах отмечал, что строительство обхода Вышнего Волочка идет с опережением графика – участок будет сдан на год раньше (первоначально планировалось открыть его осенью 2015 года). Полностью трассу Москва-Петербург сдадут в эксплуатацию к Чемпионату мира по футболу, который пройдет в 2018 году, обещал министр транспорта Максим Соколов.
СП направила представление в "Автодор" и Минтранс, а также информационные письма в Совет Федерации и Госдуму.