Несмотря на заверения о том, что кризис в российском автопроме миновал, власти страны не собираются прекращать поддержку отрасли. На различные субсидии до 2016 года из бюджета будет выделено до 270 млрд рублей.
Правила предоставления российским автопроизводителям субсидий в 2014-2016 годах были опубликованы 18 января. В частности, речь идет о компенсациях части затрат на НИОКР, выпуск и "поддержку гарантийных обязательств" по автомобилям экологических классов "Евро-4" и "Евро-5", использование энергоресурсов и содержание рабочих мест.
Согласно опубликованному проекту, общий размер субсидий составит 84,3 млрд рублей в 2014 году, 90,1 млрд рублей в 2015 году и 96,6 млрд рублей в 2016 году. В общей сложности за три года автокомпании получат около 270 млрд рублей.
В качестве получателей субсидий указаны как непосредственно производители, так и аффилированные с ними структуры, оказывающие услуги по производству автомобилей. При этом каждый получатель сможет компенсировать до 90% от суммы затрат. Переводиться средства будут каждый квартал. Отказ в выплате субсидий компания может получить ввиду "недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на год и плановый период".
Больше всего средств будет выделяться на содержание сотрудников – на эти цели предусмотрено 162,4 млрд рублей на три года. На производство автомобилей классов "Евро-4" и "Евро-5" выделят 81,2 млрд рублей, а на компенсацию энергозатрат – 19 млрд рублей. Субсидии на научную работу оценили в 8,1 млрд рублей.
Согласно документам, субсидии должны помочь достигнуть "к 2020 году целевых показателей" развития отечественного автопрома. Однако как прокомментировали "Коммерсанту" источники, потребность в них возникла, чтобы "компенсировать негативный эффект от уплаты утилизационного сбора" отечественными автозаводами.
Напомним, что в прошлом году Еврокомиссия добилась уравнивания условий для внутренних и внешних автопроизводителей, работающих на территории России. То есть если импортеры должны платить утилизационный сбор, значит платить его будут все без исключения. С 2014 года УС распространяется как на иностранные, так и на российские компании.
По оценкам Минфина, доходы бюджета от уплаты сбора российскими автозаводами в 2014-2016 годах составят почти 383 млрд рублей. Таким образом, утвержденный размер субсидий покроет почти 70% затрат автокомпаний.
Сами производители, по словам собеседников издания, говорят, что субсидии из "устраивают", правда, беспокоятся о возможной "недостаточности" денег в бюджете и "бюрократических проволочках" при их выдаче.
Источники подчеркнули, что ключевым условием для получения бюджетных средства будет производство в режиме промсборки. Отдельно говорится о том, что деньги получит калининградский "Автотор" – компания работает не на условиях промсборки, а льготы на импорт автокомпонентов обеспечены расположением в Особой экономической зоне.
Зато компании, которые не обеспечили себе промсборку, субсидий не получат. В их числе ТагАЗ и Derways. На компенсации также не смогут рассчитывать компании, которые устанавливают надстройки на готовые шасси грузовых автомобилей и LCV. Собственно, их платежи в бюджет (в виде утилизационного сбора) и покроют те "недостающие" 30%, или 112 млрд рублей за три года, которые запланированы в бюджете как доходы от утилизационного сбора, но не покрываются субсидиями.
Собеседники издания также отмечают, что субсидии прорабатывались с максимальным соответствием правилам ВТО. Но некоторые участники рынка допускают, что они все же "могут вызвать вопросы".