В проблеме постановки старых автомобилей на госучёт пытается разобраться Верховный суд РФ.
Поправки, позволяющие поставить на учёт автомобиль с VIN-номером, повреждённым коррозией, внесли в правила регистрации транспортных средств сравнительно недавно, в июле 2017 года. Ранее документ запрещал их регистрацию, теперь в нём есть указание о том, что допускаются к регистрации машины «с изменённой маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращённых собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации».
Для того, чтобы зарегистрировать машину, её нужно предоставить на осмотр в ГИБДД. Инспектор проверит документы на автомобиль, идентификационные номера и VIN-коды. Их расположение отличается у разных моделей. Как правило, их наносят на моторный щит, чашку крепления стойки, в зону дверей, под стекло, на раму (сзади слева).
Согласно нынешним правилам, если даже один такой номер вызывает у инспектора подозрение (не может прочитаться полностью или есть подозрение, что он «перебит»), то автомобилю придётся отправиться в экспертно-криминалистический центр. Здесь специалист изучит «проблемные» цифро-буквенные комбинации и даст заключение о том, пострадал ли номер из-за коррозии или был незаконно и умышленно «подправлен».
Законность новых правил регистрации автомобилей оспаривается в Верховном суде, куда обратился автовладелец из Хабаровска Олег Можаров. Причина подачи жалобы заключается в том, что он не может поставить на учёт купленный в феврале 2018 года праворульный минивэн Toyota Regius Ace с ржавым VIN-номером на кузове.
Любопытно, что о наличии проблемы было известно ещё в 2013 году, тогда машиной владел другой человек. Он заказывал экспертизу, которая выдала заключение о том, что код поврежден из-за естественной коррозии. Затем, в 2018-ом, «праворулька» была направлена в экспертно-криминалистический центр, где проблем со «съеденным» кодом также не выявили. Отметим, все кроме одного номера по-прежнему читаются.
Несмотря на наличие заключений экспертов, в УГИБДД по Хабаровскому краю новому автовладельцу отказали в регистрации Toyota Regius Ace именно из-за повреждения номера на кузове. В официальном отказе было указание на правила регистрации, согласно которым ТС должно быть «идентифицировано», а этого инспекторы сделать не смогли.
По мнению истца, нынешняя редакция правил устанавливает «избыточные и не основанные на законодательстве требования к заключениям экспертов». Он, в частности, выступает за то, чтобы фраза об идентификации транспортного средства была исключена из ныне действующего регламента.
Проблему можно было бы решить другим путём, об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на слова бывшего начальника отдела регистрационно-экзаменационной работы ГАИ РФ Бориса Ионова. В этом помогла бы обязательная дублирующая полицейская маркировка, которую предлагается наносить на другое место на кузове, если требуемый номер повреждён коррозией.
В МВД считают, что перед тем, как зарегистрировать автомобиль, инспектор ГИБДД должен убедиться в том, что показанный автомобиль соответствует предъявленным документам. По этой причине Toyota с ржавым кузовом, которую купил Олег Можаров, отправится на новую экспертизу.
По данным Госавтоинспекции, подразделениям ведомства примерно за половину 2017 года пришлось отказать примерно 24 000 автовладельцев в постановке ТС на учёт из-за признаков изменённой маркировки или поддельных документов. На их долю пришлось менее 1% от суммарного количества регистрационных действий в ГИБДД.