Общее снижение уровня жизни в последние годы, возможно, является откровением только для власть имущих, но для многих обычных граждан в нашей стране – это реальный факт. Не удивительно, что в этих условиях все более актуальными становятся автомобили низшего ценового сегмента на вторичном рынке и в автосалонах. Вовсе не дизайн, комфорт, безопасность и динамические качества, а невысокая цена и минимальные затраты на эксплуатацию для многих вынужденно становятся важнейшими потребительскими свойствами автомобиля. Именно таким потребителям и адресован этот материал.
Хотелось бы поделиться почти семилетним опытом эксплуатации бюджетного универсала Лада Калина. Он был приобретен в 2012 году новым в автосалоне в базовой комплектации и обошелся ровно в 300 тысяч рублей, включая установку задних подкрылков (спереди остались штатные подкрылки) и дополнительную антикоррозионную защиту кузова, проведенную дилером. Никаких ДОПов на нее не устанавливал. А базовое оснащение, на тот момент, предусматривало лишь наличие центрального замка, борткомпьютера и передних электростеклоподъемников. Даже усилитель руля отсутствовал.
На сегодняшний день, автомобиль пробежал 73 тысячи км. Сравнительно небольшой пробег объясняется тем, что первые три года Калина делила его с другим автомобилем, параллельно находившимся у меня в эксплуатации. Полноприводный пикап (опять же, весьма бюджетный) брал на себя все внедорожные выезды, а также, перевозку любых грузов, значительно облегчая жизнь Калине. Но последние четыре года, после того, как Калина осталась единственным автомобилем в семье, все эти функции легли и на ее плечи тоже, а среднегодовые пробеги значительно выросли. Так что, тягот эксплуатации и ей досталось по полной программе. Кроме того, я уже третий год эксплуатирую прицеп, и что уж греха таить, иногда перегружаю его, так что Калине приходится тащить на фаркопе больше тонны груза.
В последнее время, мне часто приходится ездить по грунтовым дорогам, да и просто, по полям. Так, проехавшись иногда, по краю ржаного поля, обнаруживаешь полностью забитую жмыхом щель перед радиатором. Приходится снимать решетку в бампере и чистить с пристрастием. А в высокой траве иногда не замечаешь препятствий и хорошенько прикладываешься днищем или порогом. Так автомобиль получил глубокую вмятину на правом пороге. Калина стоически сносит все невзгоды, не думаю, что какая-нибудь иномарка аналогичного класса выдержала бы без поломок и десятую долю тех трудностей, которые терпит Калина. Да и вообще, просто проехать там, где проходит Калина, еще и с немалым грузом, иномаркам обычно не под силу.
Какие-то поломки, конечно же, случались, еще на начальном периоде эксплуатации по гарантии поменяли генератор – были проблемы с подшипником. И устранили незначительную течь, возникшую в топливной магистрали подкапотного пространства. Случались замены деталей, которые считаются расходниками: тормозных колодок по кругу, рулевых наконечников, ремня ГРМ, тросика «ручника», причем, даже не потому, что они вышли из строя, а потому, что пришла пора замены по срокам регламентных работ на ТО. Уже по истечении срока гарантии, пришлось поменять вышедший из строя термостат, один из задних ступичных подшипников и закисший тормозной цилиндр.
В прошлом году начал с перебоями работать моторчик отопителя, включался через раз, а затем и вовсе перестал реагировать на клавишу. Решил в сервис не ехать, а попробовать справиться своими силами, тем более, что в СТО только за демонтаж передней панели целиком берут три тысячи рублей. Посмотрел ролики в Интернете, как люди снимают моторчики, откручивая и отгибая лишь правую часть панели. Сделал также сам, конечно, пришлось повозиться. После демонтажа моторчика, вскрыл его и почистил от грязи. Как и ожидалось, в этом-то и заключался необходимый ремонт, сам моторчик оказался в порядке. После сборки в обратной последовательности, все заработало как надо. Кстати, на первой скорости моторчика практически не слышно, к счастью, это и есть его основной режим работы.
На седьмом году жизни заменили стойки стабилизатора, топливный фильтр и гидроопоры крышки багажника. Кузов старается держаться молодцом, но на крыльях и капоте сколы краски понемногу зацвели, надо что-то с этим делать. А в остальном, ржавчины еще нет, на днище и лонжеронах - порядок.
Лампы ближнего света, установленные на заводе, прослужили долго, поставленные следом, выходят из строя периодически, независимо от марки производителя. Кстати, стоимость ламп напрямую не зависит от качества, поэтому, покупаю самые дешевые. Сзади до сих пор поменял только одну из ламп стоп-сигналов. К шестому году эксплуатации перегорели половина ламп в приборном блоке, заменил самостоятельно, как и лампочку подсветки салона. Остальные световые приборы уже седьмой год служат исправно.
Что касается шин, то летом машина обута в штатные покрышки КАМА-217, а для зимы был приобретен комплект шин Кордиант Сноу Макс на собственных дисках. Летние шины отъездили больше, но и у них протектор еще изношен не более, чем на 50%. А состояние зимних шин на вид и того лучше, рисунок еще хоть куда, да и 80% шипов еще на месте. Но время берет свое, покрышки, как летние, так и зимние, все-таки, подустали, и некоторые уже неважно держат давление, а в какие-то пришлось вставить камеры. Но, в целом, еще походят. По ходовым качествам шины показали себя неплохо, единственная претензия: КАМА в грязи мгновенно замыливается и перестает работать. Аккумулятор Аком на 55 а/ч, установленный с завода, честно отработал 6,5 лет, после чего начал хандрить, и недавно был заменен на новый аналогичной марки, но уже на 60 а/ч.
Стоимость запчастей и расходников, а также ОСАГО и транспортный налог на Калину минимальны. КАСКО, разумеется, я не покупаю, зачем в течение семи лет выбрасывать немалые деньги на ветер. Средний расход топлива летом составляет 6,5-7,0 л топлива на 100 км, а зимой он, бывает, возрастает до 10 л в особенно морозные или снежные периоды. У Калины, конечно, хватает недостатков, но низкая стоимость эксплуатации это окупает… Учитывая незначительное количество проблем и все выше сказанное, Калина, на сегодняшний день, очень неприхотливый и недорогой в эксплуатации автомобиль, дешевле не бывает. В этом с ним поспорить могут, разве что, другие Лады 10-, 14-го семейства или классика.