На сайте Министерства транспорта опубликован проект методических рекомендаций «по развитию пешеходных пространств поселений, городских округов в РФ». Документ предназначен для органов местного самоуправления в российских мегаполисах. В случае, если он будет использоваться, изменения отразятся в том числе и на водителях.
Ведомство предлагает создавать такие «пешеходные пространства» после анализа основных «сценариев поведения пешеходов». Они могут быть в промзонах, спальных районах, а также в центре города или «в местах конфликта интересов» автомобилистов и пешеходов. Судя по всему, решать эти конфликты предлагается в пользу последних.
Так, Минтранс считает, что на тех улицах, на которые допустят пешеходов (им можно будет находиться в любом месте, а не только на «зебрах»), скорость движения для транспортных средств ограничат 20 км/ч. Отметим, в таких зонах не будет действовать правило «нештрафуемых» плюс 20 км/ч, так как это уже другое нарушение ПДД – превышение скоростного лимита в два раза.
Создать пешеходную зону с ограничением для движения машин можно будет только в случае, если существует альтернативный маршрут объезда этого участка.
Пешеходные пространства ведомство предлагает создавать в местах, где есть защита от ветра, нет мусора и лишнего шума, а фасады прилегающих зданий «привлекательны». Предполагается наличие уличной мебели, туалетов, урн, киосков с едой и напитками, питьевых фонтанов, а также бесплатного wi-fi и розеток для зарядки гаджетов. Минтранс отмечает, что такие зоны нежелательно располагать на улицах с большим уклоном.
Согласно инструкции, если ширина составляет менее 25 м, то аллея (шириной 3-6 м) может появиться в центре улицы. В случае, если ширина более 25 м, власти могут также создать пешеходные боковые тротуары, велодорожки, водоёмы и спортивные площадки. Как отмечает «Коммерсант», некоторые из описанных рекомендаций уже применяются в Москве, на Бульварном кольце.
В документе есть раздел для требований к пешеходному движению во время ремонтных работ. Так, минимальная ширина дорожки для прохода должна составлять 75 см; в случае долговременного ремонта автомобильное и пешеходное движение следует разделять сигнальными шнурами и лентами.
По мнению директора проекта «Стандарты комплексного развития территорий» КБ «Стрелка» Екатерины Малеевой, инструкциям, которые разработал Минтранс, не хватает наглядности. Из-за этого документ может «превратиться в абстракцию», то есть его в итоге окажется сложно применить на практике.
Предложения Минтранса уже поддержали власти Красноярска и Новосибирска. В комитете по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга отметили, что «концепция пешеходных пространств и непрерывных пешеходных маршрутов» для Северной столицы уже разработана, однако её актуализируют в соответствии с рекомендациями Минтранса в случае, если появится соответствующее распоряжение. В администрации Нижнего Новгорода подчеркнули, что для реализации таких проектов понадобится дополнительное финансирование.