Cоветы для водителей при общении с ГИБДД
- Гаишник пытается досматривать вашу машину
- Вашу машину увозят на штрафплощадку
- Вас остановили за езду по тротуарам
- Вас остановили за отсутствие талона техосмотра
- Вас остановили за отсутствие стикера ОСАГО
- Инспектор отправляет вашу машину на экспертизу
- Инспектор вас просто остановил на дороге
- Инспектор предлагает вам пройти в патрульную машину
- Инспектор подозревает, что вы выпили и предлагает подписать отказ от освидетельствования
- Вас останавливает дружинник
- Инспектор ГАИ просто издевался! Или как правильно буксировать неисправную машину
Гаишник пытается досматривать вашу машину
Остановив водителя на дороге, гаишники очень часто не ограничиваются одной лишь проверкой документов. Не найдя, что бы еще такое проверить и до чего докопаться, сотрудники ДПС нередко устраивают натуральный «шмон». Заглядывают в багажник, салон, роются в личных вещах, изучают перевозимый груз... Обычно обыск на дороге начинается с вежливого: «Пожалуйста, откройте багажник». Или, наоборот, довольно резкого: «Откройте багажник!». Так просьба это или приказ? А если просьба, то должен ли водитель ее бесприкословно выполнять? И насколько она законна? Ну, а если это приказ? На вопросы отвечает председатель общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Георгий Румянцев.
- К сожалению, подобные просьбы, я уже и не говорю о приказах, далеко не всегда законны. Потому что это - досмотр. А досмотр - действие административного характера. Для его применения необходимы весомые основания.
- Какие?
- Например, полученная ДПСником ориентировка. Допустим, поступила оперативная информация, что угнан «Гольф» белого цвета. Или стало известно, что на красном «Форде» перевозят наркотики… Или еще что-либо подобное... Если же вы видите, что кроме вашей машины гаишники подобным образом «трясут» другие авто разных марок и цветов, то они явно ищут, к чему бы придраться. В любом случае водитель имеет право уточнить цель досмотра. И гаишник обязан её сообщить.
- Инспектор, скорее всего, скажет, что это не досмотр, а осмотр …
- Такое понятие не закреплено в Кодексе об административных правонарушениях. Зато дано определение досмотру. Согласно статье 27.9 КоАП - это «обследование транспортного средства, осуществляемое в целях обнаружения орудий совершения преступлений, либо предметов административного правонарушения». Иными словами, сотрудники ДПС могут производить досмотр автомобиля только в том случае, если имеются основания считать, что этот самый автомобиль используется в противоправных целях.
- Судя по сложившейся практике, фраза «откройте багажник» является сигналом к началу досмотра?
- Вовсе нет. Сначала сотрудник ДПС должен предложить вам добровольно выдать оружие, наркотики (боеприпасы, контрабанду и далее по списку), которые у вас по его мнению имеются. И только в случае вашего отказа он может приступать к досмотру.
- Гаишники ничего не нашли. Что дальше?
- Не дальше, а в процессе. Сотрудники ДПС обязаны составить протокол досмотра. И, что важно, именно в процессе досмотра, а не после него. И причем в присутствии двух незаинтересованных совершеннолетних понятых. Понятыми могут быть прохожие, водители и пассажиры проезжающих мимо машин, ваши знакомые и родственники, ехавшие вместе с вами. Сами сотрудники милиции ими быть не имеют права.
Вообще желательно, чтобы при досмотре присутствовало как можно больше свидетелей. Кроме того, если у вас имеется при себе фотоаппарат, диктофон или иная записывающая аппаратура, вы имеете право ее использовать.
- Что должно быть указано в протоколе?
- В обязательном порядке - причина досмотра. Требуйте ее включения в протокол обязательно! Как я уже говорил, в качестве мотива может быть указана поступившая ориентировка или иная служебная информация. Подозрения инспектора ДПС должны быть обоснованными. Если же инспектор отказывается мотивировать свои действия, напишите в протоколе, что досмотр проведен безосновательно. Не забудьте потребовать у гаишника копию протокола - ее вам обязаны вручить. Если при досмотре ничего «криминального» обнаружено не было, то можно считать, что дэпээсники не имели права «трясти» вас.
- То есть их действия можно считать незаконными?
- Совершенно верно. И подобные действия можно обжаловать в суде - обратиться с заявлением о возмещении морального вреда. Ведь вред вам однозначно нанесен. За время проведения незаконного досмотра вы потратили время. Которое, как известно, является всемирным эквивалентом денег. Так что не надо «махать рукой» на ситуацию - мол, все равно ничего не изменишь. Произвол - а это именно произвол - следует пресекать.
Кстати, такого же мнения придерживается и министр внутренних дел Российской Федерации. В ч.4 п.2 его Обращения сказано: «исключить из практики работы сотрудников милиции беспричинные, необоснованные законодательством и обстановкой... досмотры транспортных средств... без достаточных на то законных оснований».
К сожалению, именно к такой «практике работы» гаишников уже давно привыкли водители. И считают проведение незаконного досмотра мелочью. Досадной, но неизбежной. Это не так. Нужно непременно отстаивать свои права. И не позволять уверенным в своей вечной правоте, и оттого зарвавшимся дэпээсникам, чинить произвол на дорогах.
Вашу машину увозят на штрафплощадку
Ежедневно мы наблюдаем снующие в центре Калининграда эвакуаторы, вывозящие припаркованные не на месте автомобили и... растерянные лица их владельцев. Что предпринять, чтобы не стать жертвой «эвакуаторщиков». И как поступить, если ваш автомобиль уже погрузили на платформу и вот-вот вывезут на штрафплощадку? Председатель Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Георгий Румянцев отвечает на вопросы и дает некоторые советы.
- Вот уже год в нашем городе ведется жесткая борьба с водителями, нарушающими правила парковки, - говорит председатель общества защиты прав автолюбителей "ОСА" Георгий Румянцев. - Дело, конечно, нужное. Найти место для «легальной» стоянки становится все труднее, и автомобилисты пристраивают машины где придется, не взирая ни на какие дорожные знаки.
- Не подскажите, как не стать жертвой «эвакуаторщиков»?
- Очень просто. Не надо ставить автомобиль в неположенном месте, под знаками, и в местах, где запрещена остановка и стоянка. Хотя, как свидетельствует моя юридическая практика, очень часто ситуация бывает не всегда такой однозначной. Случается, что гаишники привлекают эвакуаторы к борьбе не только с нарушителями правил дорожного движения...
- А с кем же еще?
- Например, ко мне обратился студент КГТУ Петр Губенко, машину которого наши доблестные сотрудники ГАИ забрали прямо с официальной парковки на площади Победы. И сделали это лишь на том основании, что она загораживала кому-то проезд. Хотя ситуацию с затрудненным проездом создали совершенно другие водители уже после того, как Губенко оставил свою «Мазду». В итоге студент вынужден был потом забирать свою машину со штрафплощадки, выплатив немалую сумму денег.
- Но это все же спорная ситуация. Мешала кому-то машина бедного студента или не мешала? А как быть, если гаишники явно превышают свои полномочия? Такое ведь бывает?
- Естественно. Блюстители порядка тоже не без греха. Кодекс об административных правонарушениях они игнорируют часто. Наиболее распространенное нарушение - водителю не позволяют забрать свою машину, и прямо у него на глазах продолжают грузить её на эвакуатор. Подобными действиями представитель ГИБДД незаконно лишает водителя права на эксплуатацию автомобиля. Следующее нарушение со стороны гаишников - это протокол составляется «постфактум».
- Как это?
- То есть не ДО того, как машину погрузили на автопогрузчик, а потом, и с «левыми» понятыми. Надо отметить, что прежде чем грузить машину, инспектор должен опечатать все её «жизненно важные места». В реальности этого, как правило, не происходит. Поэтому слитый из бака бензин - не редкость.
- По вашим наблюдениям абсолютно любой автомобиль может стать жертвой «эвакуаторщиков» или у ГАИ есть свои, особые, предпочтения?
- Не трогают блюстители порядка «навороченные» машины и «тачки» с блатными номерами. Особенно с буквенными сериями «ТТТ» и «ККК». Даже если они поперек дороги стоят. Зато, не моргнув глазом, «выдергивают» из длиннющего ряда припаркованных машин какой-нибудь не слишком презентабельный «Опель» или «Фольксваген». Очень уж «занюханные» экземпляры тоже, как правило, не трогают. Потому как ясно, что у их хозяина деньги вряд ли водятся. Зачем штрафстоянку хламом засорять? Одни расходы на транспортировку да хранение…
- Ну, а если вы все же попали в неприятную историю, и ваш автомобиль собираются грузить на эвакуатор. Еще есть шанс повлиять на ход событий и спасти машину от штрафплощадки?
- Если уж видите, что вашу машину собираются увезти - постарайтесь сесть в неё.
- И это поможет?
- Эвакуировать автомобиль вместе с сидящими в нем людьми запрещено. Надо закрыться в машине и не вылезать из нее. Не забудьте как следует заблокировать окна. Иначе гаишник может отжать стекло, открыть дверь и вытащить вас из машины. Тогда отстоять своего «железного коня» будет значительно сложнее. Так что, держите оборону!
- Но попадаются же среди гаишников особо ретивые служаки, настоящие «рембо», которые неприменно захотят применить силу и вытащить вас из машины. Что делать?
- Кричите что есть мочи: «Помогите! Произвол!» Таким образом вы привлечете внимание прохожих. А зрителей блюстители порядка очень не любят.
Ну, и кроме того следует дозвониться до дежурной части ГИБДД. Подробно изложить ситуацию и попытаться добиться того, чтобы на место «боевых действий» был выслан дежурный экипаж. И все же еще раз дам автомобилистам тот же самый совет: не надо ставить машину там, где установлены соответствующие запрещающие знаки. Тем более, с предупреждением о том, что автомобили на этом участке дороги эвакуируются. Поищите место где-нибудь подальше, на соседней улице. Ну, пройдете вы лишние сто метров - и что? Зато избежите массы проблем.
Вас остановили за езду по тротуарам
Тротуары в нашем городе уже давно превратились в стоянки для целого полчища автомобилей. Водители паркуют свои машины вдоль и поперек, по диагонали и даже в два ряда. А что делать? Нужно же куда-то пристраивать своих «железных коней». Тем более, что штраф за такое нарушение сегодня не велик - всего-то сто рулей. Дешевле, чем оставить машину на платной стоянке. Совсем другое, намного более строгое наказание, предусмотрено за езду по тротуарам.
Как быть, если вы только заехали на тротуар, чтобы запарковать свой автомобиль, а инспектор обвинил вас в том, что вы катаетесь по тротуарам? Некоторые рекомендации на сей счет дает председатель общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Георгий Румянцев.
- Вообще-то самый лучший совет - не ездите по тротуарам вообще, - говорит Георгий Румянцев. - И не паркуйте автомобиль на тротуарах там, где он создает препятствие для движения пешеходов. И, поверьте, вероятность претензий со стороны инспекторов ГАИ, а, тем более, конфликтов с ними сведется к минимуму. Но надо иметь в виду, что в начале июля 2007 года Государственной Думой в третьем чтении были приняты поправки к Кодексу об административных правонарушениях, значительно ужесточающие наказание за езду по тротуарам. Правда, пока штраф за такое нарушение не очень велик. А вот после принятия нового Кодекса он может составить до 2000 рублей.
- Вы говорите о езде по тротуарам. При чем тут стоянка на них?
- Дело в том, что в Кодексе нет четкого определения понятия «езда». Одно дело, когда какой-нибудь нахал выехал на тротуар, и, распугивая прохожих, превратил его еще в одну полосу движения. Тут все понятно: нарушил. Но, допустим, водитель решил припарковаться. Ведь не может же он поднять машину и просто поставить ее на показавшееся ему удобным для стоянки место. Сколько метров можно проехать по тротуару, чтобы это движение не стало «ездой»: метр? Два? Расстояние, равное длине автомобиля?
- Почему это так принципиально? Ведь стоянка на тротуаре тоже запрещена…
- Штраф за стоянку составляет всего 100-200 рублей. И в новом Кодексе эта сумма остается без изменений. А вот езда по тротуару оценивается на порядок выше. Согласитесь, разница ощутимая. Я неоднократно задавал вопросы водителям: «Будете ли вы ездить по тротуару, если «плата» за такое нарушение составит 2000 рублей?» Ни один из них даже не задумался над ответом: «Конечно нет!»
- Но, наверно, инспекторы ДПС все-таки знают, как отличить езду от стоянки?
- Гаишники всегда «впаивают» наказание по максимуму. Если появится такая возможность - оштрафовать на 2000 вместо 100 рублей, ни один из них ее не упустит. Такой уж у них принцип работы.
- Что делать, чтобы не «влететь» на такую крупную сумму?
- Конечно, лучше всего оставлять машину там, где есть знаки, определяющие способ парковки. Если же такого места обнаружить не удалось, а машину оставить все-таки нужно - заезжайте на тротуар не параллельно проезжей части, а под углом. Такое действие однозначно не может трактоваться как езда.
- Часто приходится видеть, как возле входа в какое-нибудь учреждение стоят машины его сотрудников. Причем, стоят чаще всего на тротуаре. Вряд ли в одночасье клерки изменят своим привычкам. Выйдет к своему автомобилю такой работник «конторы» - а его уже караулит сотрудник ГИБДД. Как быть?
- Лучше подождать. Не будет же блюститель порядка ночевать возле вашей машины. Вообще, в такой ситуации гаишник может оштрафовать вас только за стоянку на тротуаре. Да, авто припарковано с нарушением Правил, но вы никуда не едете. Следовательно, штраф, как я уже говорил, может составить от 100 до 200 рублей. Это все-таки не две тысячи.
- Как быть жителям многоэтажек? Ведь машин стало в сотни раз больше, чем в 70-80-е годы, когда строилось большинство «коробок».
- Это тоже непростой вопрос. Действительно, машины «прописанные» в спальных районах уже давно перестали помещаться в предусмотренные проектировщиками «карманы для парковки». Проезжая часть «в глубине района застройки» как правило узкая - два автомобиля еле-еле расходятся. И тротуары там - от силы метровой ширины. Получается, что и в «карман» не влезть, и на дороге машину не оставить - «простор» не позволяет. А если заехать хотя бы частично на тротуар, то неизбежно нарушишь Правила. Потому припаркованная таким образом машина неизбежно создаст препятствия для движения пешеходов. И - готовь водитель очередную сотню. Или две. А может и пару тысяч: если притаившийся где-нибудь в укромном месте гаишник сочтет, что вы все-таки проехали по тротуару…
- Как же быть?
- Единственный способ избежать штрафа для водителей, паркующих свои автомобили во дворах многоэтажных домов - успеть занять место в «кармане». Или оставлять машину на платной автостоянке.
- Да, наши «законотворцы» оставили весьма небогатый выбор для автомобилистов... Есть ли «свет в конце тоннеля»?
- Увы, нет. Закон о внесении изменений в Кодекс был одобрен Советом Федерации и 24 июля подписан Путиным в существующем виде. Наши «законотворцы» так и не удосужились конкретизировать, что есть «езда по тротуару», а что - нет. Так что после вступления в силу этого пункта обновленного Кодекса (через 10 дней после его официального опубликования) водителям останется только схватиться за голову. Или за кошелек...
P.S. Поправки уже вступили в законную силу, и с 11 июля езда по тротуарам наказывается штрафом в 2000 рублей.
Вас остановили за отсутствие талона техосмотра
Нередко калининградских водителей останавливают инспектора ГАИ и начинают проверять у них наличие талона техосмотра. Если талон не закреплен на лобовом стекле автомобиля - пытаются выписывать штрафы. А если, не дай Бог, техосмотр не пройден в положенные сроки, а талон просрочен хотя бы на пару дней, начинают скручивать номера, выписывать штрафы, а бывает, что и вызывают эвакуатор. Чтобы разобраться в том, можно ли за подобное нарущение отправлять машину на штрафплощадку и, вообще, как вести себя в подобных ситуациях, мы обратились к председателю Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Георгию Румянцеву.
- Какие санкции инспектор ГАИ может применить к водителю за отсутствие талона техосмотра на лобовом стекле автомобиля.
- Никакие. Потому что в Правилах дорожного движения есть лишь рекомендации, где можно размещать талон техосмотра - в правом нижнем углу лобового стекла. Кстати, в этих же рекомендациях сказано и про размещение лицензионной карты. Но, повторяю, это не требование. Это - лишь рекомендация. Так что водитель вправе возить с собой талон техосмотра, например, в бардачке, в бумажнике, где лежат права. Или даже в багажнике. Это его право.
- Но ведь инспектор непременно остановит автомобиль, если увидит, что за стеклом нет талона?
- Необязательно, но такое развитие событий более, чем очевидно. И здесь надо четко уяснить, что некоторые положения в нашем законодательстве в последнее время существенно изменились. Если раньше водитель был вправе не передавать инспектору талон техосмотра непосредственно в руки, то теперь обязан. В некоторых случаях это неудобно. Особенно, если талон приклеен к стеклу изнутри и его трудно отодрать.
- А если талона нет и автомобиль техосмотр не прошел? Какие репрессивные меры гаишник вправе применить в этом случае?
- Раньше такое нарушение каралось штрафом в 50 рублей, теперь - 100 рублей. Причем штраф необходимо оплатить в срок до 30 дней. Предусмотрена и еще одна мера - снятие с автомобиля номерных знаков. А без номеров - эксплуатация транспортного средства запрещена. И пока техосмотр не будет пройден, номерные знаки не вернут.
- А как же потом ехать на инструментальный контроль без номеров, без талона. Первый же сотрудник ГАИ тебя остановит и составит протокол. Не везти же автомобиль к месту проведения техосмотра на эвакуаторе?
- Можно и не везти. Если вы сумеете объяснить инспектору, что едете именно для прохождения инструментального контроля, то, думаю, все будет нормально. Но, как минимум, вы должны ехать в сторону СТО, а, например, не в Зеленоградск на море. Или на Голубые озера по мамоновской трассе...
- Как правильно должна проходить процедура снятия номерных знаков?
- Никаких особых премудростей здесь нет. Инспектор ГАИ составляет протокол о запрете эксплуатации транспортного средства. В протоколе указывает, что изъял два или один номерной знак. Многие сотрудники ГАИ изымают один. Если один - это, конечно, большая отдушина для водителя...
- Что за отдушина?
- Да потому что езда с одним номерным знаком не является нарушением, подпадающим под статью 12.2 части 2 Кодекса об административной ответственности, которое предусматривает наказание денежным штрафом до 2500 рублей или лишением водительских прав на срок от 1 до 3 месяцев. Хотя калининградская ГАИ долгое время пыталась трактовать данное положение КоАП иначе. Мол, едете с одним номером - это все равно, что едете вообще без номеров. Но с точки зрения закона - это совсем не одно и тоже. Все точки над i расставил вердикт Верховного суда. Кстати, благодаря этому мы выиграли немало судебных процессов и сумели отстоять интересы наших автомобилистов. Поэтому, еще раз подчеркиваю, что движение с одним номерным знаком не может рассматриваться, как нарушение, за которое можно штрафовать на столь крупную сумму и лишать водительских прав.
- Мы вели речь о наказании автомобилиста, который ездит без талона техосмотра. А если талон просрочен? Допустим, всего на пару дней.
- Санкции абсолютно те же. Но здесь надо точно знать, как исчисляется дата, после которой талон становится недействительным. На верхней кромке талона обозначены 12 месяцев текущего года. Обычно гаишники компостером пробивают отметку против того месяца, когда надо проходить следующий техосмотр. Например, пробит седьмой месяц - июль.
- Это значит, что до 1 июля надо пройти очередной техосмотр?
- Совсем нет. Это распространенная ошибка среди многих инспекторов ГАИ. В данном случае талон будет действителен до последнего дня «пробитого» месяца. То есть до 24 часов 00 минут 31 июля.
- Может ли инспектор, остановивший автомобиль, прямо на улице начать проверку его технического состояния?
- При наличии талона техосмотра - не может. Это закреплено Приказом №329 МВД от 1 июня 1998 года и Наставлением по работе Дорожно-патрульной службы. Потому что проверка техсостояния автомобиля может производиться лишь с помощью средств технического диагностирования.
- Но ведь инспектор и без специального прибора, просто на глазок, может определить, что, например, из выхлопной трубы идет черный дым и на этом основании запретить эксплуатацию автомобиля.
- Это будет абсолютно незаконным. Тормозные системы, регулировка света и, тем более, содержание СО в выхлопных газах на глазок не определяются. Инспектор может визуально проверить лишь содержание аптечки и состояние огнетушителя. Но и здесь есть своя тонкость. Особенно, когда огнетушитель и аптечка находятся в багажнике. И если инспектор просит открыть багажник, то это уже рассматривается как досмотр. А чтобы проводить досмотр, должны быть очень веские основания.
- Имеет ли право гаишник вызвать эвакуатор и отправить автомобиль с просроченным техосмотром на штрафплощадку?
- Не имеет. Основание - статьи 27.12 и 27.13 КоАП. Если инспектор ГАИ предпринимает подобные действия, то делает это лишь с одной целью - вымогательства денег. По закону запрещается дальнейшее движение автомобиля, если у него неисправны тормоза и рулевое управление. Тогда эвакуация автомобиля возможна. В принципе. Но решение о принудительной эвакуации автомобиля принимает не инспектор, а водитель. Понятно, что эвакуировать такой автомобиль следует не на штрафплощадку, а в гараж или на СТО для устранения технических неисправностей. Если подытожить все сказанное, дам лишь один совет - вовремя проходите техосмотр, а талон техосмотра всегда возите собой. И тогда вы избежите многих неприятностей.
Вас остановили за отсутствие стикера ОСАГО
Очень часто инспекторы ГАИ останавливает для проверки именно те автомобили, в которых отсутствуют прикрепленные к лобовому стеклу стикеры ОСАГО. Может ли отсутствие «талончика» стать поводом для остановки автомобиля? Какие за это предусмотрены штрафные санкции? На эти вопросы отвечает председатель общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Георгий Румянцев.
- Отвечу вполне категорично: поводом для остановки отсутствие на лобовом стекле стикера ОСАГО быть не может. Но важно понимать другое - отсутствие стикера может дать повод гаишнику усомниться в том, есть ли у вас страховка ОСАГО. А без обязательного страхования ездить на автомобиле запрещено.
- Где должен размещаться стикер?
- Жесткой регламентации нет. Впрочем, ведь официально и не установлено, где возить талон техосмотра. В Правилах дорожного движения есть лишь рекомендация, где можно размещать талон техосмотра - в правом нижнем углу лобового стекла. Про стикер там вообще ничего не сказано. Но сотрудники ГАИ советуют устанавливать его рядом с талоном техосмотра. Своя логика в этом есть. Правда, для автомобилистов это не очень удобно. Приклеенный стикер потом бывает очень трудно отодрать от стекла. Я и сам долго мучался. Его ведь никакой растворитель не берет. Знаю, что некоторые автомобилисты «талончик» ламинируют. И это спасает положение.
- Может ли инспектор ГАИ оштрафовать за отсутствие стикера?
- Не может.
- А за отсутствие страховки?
- Если машина не застрахована, то согласно статье 12.37 части 2 Кодекса об административной ответственности предусмотрено наказание в виде штрафа от 500 до 800 рублей.
- За это нарушение инспектор имеет право снять номера?
- Нет, не имеет.
- А вызвать эвакуатор и забрать машину на штрафплощадку?
- Тем более нет. Запомните, что если за подобное нарушение гаишник заводит разговор о штрафплощадке - значит, он пытается у вас вымогать деньги.
- Если действие полиса закончилось буквально накануне, это как расценивается? Как езда без страховки?
- Управление транспортным средством в период, не предусмотренный страховым полисом, влечет наказание в виде штрафа в размере 300 рублей - это предусмотрено статьей 12.37 части1 Кодекса об административных правонарушениях. Кстати, такой же штраф придется заплатить и за управление автомобилем лицом, не вписанным в полис. Допустим в страховку вписаны только вы, а за руль села ваша жена.
- И это несмотря на то, что у нее будет доверенность, а владелец машины сидит рядом?
- Роли не играет. Все равно вас оштрафуют. И с точки зрения наших законов это будет абсолютно правильно. Если совершит аварию лицо, не вписанное в полис, страховая компания все равно возместит ущерб пострадавшему, но потом взыщет эту сумму с владельца машины. Надо обязательно иметь это в виду. Ведь сумма ущерба может быть весьма значительной. Так что лучше всего ездить со страховкой и не сажать за руль людей, не вписанных в полис.
- Если в момент проверки документов у владельца не оказалось подлинника страхового полиса и он предъявил лишь ксерокопию, этого будет достаточно?
- Это тоже нарушение. Вы должны возить с собой только оригинал. Если оригинала нет, то вас оштрафуют на 100 рублей.
В завершение разговора дам совет - вовремя страхуйте свою гражданскую ответственность, возите с собой подлинники всех документов. Стикер ОСАГО размещайте на лобовом стекле рядом с талоном техосмотра. Это сохранит ваше время, деньги и убережет от долгих и никому не нужных объяснений с сотрудниками ГАИ.
Инспектор отправляет вашу машину на экспертизу
Нередко инспектор ГИБДД останавливает автомобиль и предлагает водителю сверить номера двигателя и кузова. Но самостоятельно найти их не может. Потому что не знает где они находятся и начинает предъявлять претензии хозяину машины. Дескать, показывай мне номера или эвакуирую твоего «железного коня» на штрафплощадку. Или же гаишник находит эти самые номера, но пытается отправить машину в отдел внутренних дел. Только на том лишь основании, что ему не понравилось написание какой-либо буквы или цифры.
- Инспектор имеет право предложить водителю выйти из машины для сверки номеров узлов и агрегатов, - говорит Георгий Анатольевич. - Кстати, это одно из обстоятельств, когда водитель должен выйти из автомобиля.
- Должен ли водитель знать, где эти номера расположены?
- Нет, не должен. И принудить его искать их инспектор не имеет права. В силу специфики своей работы, гаишник обязан знать, где и как эти номера расположены. К сожалению, очень часто попадаются неподготовленные инспектора. Они совершенно не разбираются в узлах автомобиля, не имеют представления, где искать номера. Вот и начинают приставать к водителю. Мол, давай, показывай, где у тебя тут что понаписано. И водитель идет на поводу у неграмотного дэпээсника. Вооружается тряпкой, лезет под капот. Бывает, весь двигатель до блеска надраит, чтобы найти заветную надпись…
- Как следует вести себя в такой ситуации?
- Как я уже говорил, гаишник не может заставить водителя искать номер двигателя. Если инспектор пытается «засунуть» вас под капот, следует сказать: «Это не моя обязанность. Если вы не в состоянии найти номер, вызовите сюда эксперта. Или другого, более грамотного инспектора, который разбирается в конструкции автомобиля».
- Для чего проводятся такие проверки?
- С целью обнаружения поддельных, скрытых или измененных номеров узлов и агрегатов. Наличие подобной «некондиции» дает инспектору право решать вопрос о доставлении машины и водителя в отдел внутренних дел. Отсутствие номера основанием для «визита» в милицию не является.
- В каком случае инспектор имеет право отправить водителя и машину в ОВД?
- Если номера не совпадают. А также имеются видимые признаки изменения номеров, их зачистка. Только в этом случае гаишник ДОЛЖЕН доставить водителя и машину в отдел милиции для дальнейшей проверки и проведения экспертизы. Хочу заострить внимание на том, что это должны быть именно ИЗМЕНЕНИЯ или ЗАЧИСТКА. Если инспектор на глазок решил, что какая-то буковка косая или слепая, водитель вправе утверждать, что все нормально.
- Гаишник настаивает на поездке в отдел…
- Требуйте, чтобы он вызвал другого инспектора или эксперта. Говорите: «Почему я должен ехать и терять время? Не моя вина в том, что вам что-то показалось».
- Водитель уверен в том, что с его машиной все в порядке. Может, все-таки лучше не спорить, а съездить в ГАИ?
- Дело в том, что когда приезжают в отдел, инспектор пишет рапорт и быстренько сматывается. А водителя начинают мурыжить, гонять по кабинетам. Дежурный выписывает направление, говорит: «Давай, проходи экспертизу. Только сначала заплати за нее». Многие так и делают. В результате теряют время и деньги.
- А что, за экспертизу нужно платить?
- Если вопрос о ее проведении решает должностное лицо (сотрудник ГАИ), то платить ничего не надо. Однако под разными предлогами «блюстители порядка» заставляют водителей раскошеливаться. Мотивируя это тем, что бесплатная экспертиза непременно будет идти и пятнадцать, и двадцать дней. А то и больше. Тем самым, принуждая «жертву» платить. Якобы, в целях ускорения процедуры. Ведь пока экспертиза не будет проведена, пользоваться машиной водитель не сможет. На такое «выкручивание рук» должны реагировать руководство УВД и прокуратура. Но этого, к сожалению, не делается...
- Что является основанием для проведения экспертизы?
- Если номер, выбитый на агрегате, не совпадает с номером, указанным в документах. Или когда визуально обнаруживаются изменения в надписях. Зачистка, перебивка, да мало ли что...
- То есть, если номера четко видны и соответствуют документам, принудительный визит в ГАИ не грозит?
- К сожалению, это не всегда так. Инспектора сплошь и рядом отправляют водителей на экспертизу по надуманным причинам. Фактически, просто так. В моей практике очень часто бывают случаи, когда водителя доставляют в отдел, потом он проходит экспертизу. В результате появляется на свет акт ее проведения. В котором написано, что все в порядке.
- Что говорят по этому поводу эксперты?
- Чертыхаются. Говорят: «Он чего там, с бодуна что ли?! Тут и слепой в состоянии определить, что все нормально!!». Если бы инспекторов за такие «фокусы» наказывали, они бы произволом не занимались.
А водителям могу дать чисто житейский совет. Чтобы не терять время на общение с неграмотным или недобросовестным инспектором, на досуге найдите и хорошо запомните, где находятся все номера. Чтобы попавшемуся на дороге неучу при погонах показать их пальцем.
Инспектор вас просто остановил на дороге
Самая распространенная на сегодняшний день ситуация - это остановка по требованию инспектора ГИБДД. Из плотного транспортного потока гаишник по одному ему известной причине вдруг выхватывает какую-нибудь машину и велит водителю остановиться.
Тот подчиняется и… слышит привычную фразу: «Предъявите документы!» Насколько законно это требование? Как должен вести себя инспектор? И что делать водителю в подобной ситуации? Рассказывает председатель общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Георгий Румянцев.
Остановка для проверки документов на обочине дороги абсолютно незаконна, - говорит Георгий Анатольевич. - В пункте «ж» статьи 13.7 Наставления по работе ДПС ГИБДД МВД РФ четко сказано, что «проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз» может производиться только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах. Патрульный автомобиль таким пунктом не является.
- Как же так? Ведь гаишники сплошь и рядом тормозят машины практически в любых местах.
- К сожалению, это так. Дэпээсники устраивают свои «засады» на узких загородных дорогах. В том числе, в районе перекрестков. За примером далеко ходить не надо: это место примыкания Зеленоградской трассы к Светлогорской. Там постоянно торчат «блюстители порядка», тормозят машины через одну. И вместо того, чтобы обеспечивать безопасность дорожного движения, частенько создают аварийные ситуации. Хотя в примечании к п. 13.6 Наставления ДПС сказано, что «останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах» запрещено.
- В каких случаях гаишник имеет право остановить проезжающий мимо автомобиль?
- Таких случаев несколько. Первый - нарушение Правил дорожного движения водителем или пассажирами. Второй - наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя или пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения или преступления. Третий - нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании автомобиля в противоправных целях. Четвертый - необходимость опроса водителя или пассажиров в связи с обстоятельствами совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются. Пятый - выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения. И, наконец, последний - необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции. В остальных случаях проверка документов «на дороге» запрещена.
- Исключения есть?
- Только одно. Допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов в период проведения специальных мероприятий. Именно ДОПУСКАЕТСЯ. Без необходимости останавливать ТС запрещено все той же статьей 13.7 Наставления ДПС.
- Проверку всегда можно мотивировать поиском угнанной машины или проведением спецоперации…
- В любом случае сотрудник ДПС должен внятно назвать свою должность, звание, фамилию и сообщить о причине остановки автомобиля. Если инспектор не представился по форме и не объяснил, почему тормознул вашу машину, то, согласно п. 2 приказа МВД РФ №329, его действия могут быть расценены как нарушение служебной дисциплины.
- Гаишник представился. Произнес стандартную фразу: «Сержант ДПС областного ГАИ такой-то. Предъявите документы»…
- Подобное требование нельзя рассматривать как объяснение причины остановки. И чтобы предотвратить развитие ситуации в незаконном русле, лучше всего задать инспектору прямой вопрос о причинах остановки. На который тот обязан дать ответ на основании п. 18.2 Наставления ДПС. Ну, а если внятного ответа не последует, то законность действий гаишника можно оспорить в суде.
- После такого «наезда» дэпээсник может попытаться в чем-нибудь обвинить водителя.
- Да, в такой ситуации инспектора частенько предъявляют претензии по ремням безопасности. Но даже если вы были не пристегнуты, инспектор этого раньше видеть не мог. Иначе он сразу назвал бы именно эту причину остановки. Значит, остановив вас, он совершил правонарушение в виде самоуправства. За это предусмотрена ответственность по ст. 19.1 КоАП РФ.
- В чем проявилось самоуправство?
- Доказательства вашей вины были получены инспектором с нарушениями закона. Их использование недопустимо в соответствии с ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ. Ведь остановку транспортного средства гаишник объяснил проверкой документов, а не «непристегнутым ремнем». Вы можете заявить, что во время движения были пристёгнуты и требований ПДД не нарушали.
- А если инспектор заявит, что имеет право просто проверить документы?
- Я уже говорил, где именно и в каких случаях допустима такая проверка. Так что смело заявляйте: «Согласно п. 13.7 Наставления ДПС проверку документов можно производить только на стационарном посту. Обочина дороги таковым не является». Настаивайте на том, что действия гаишника квалифицируются как нарушение им служебной дисциплины. Если инспектор почувствует вашу уверенность в себе, то, чаще всего, связываться не станет и пожелает счастливого пути.
- А если гаишник пойдет в атаку?
- В таких случаях рекомендую весь диалог с инспектором записывать на диктофон или на мобильный телефон. Наличие такой записи при обжаловании действий гаишника позволит точно установить, что инспектор ДПС нарушил ваши права.
Перед началом записи рекомендую вам произнести вслух текущие дату и время, а также место события. Если вы делаете запись в присутствии свидетелей, например, ваших пассажиров, это только добавит вам очков. А пока не дошло до «боевых действий», не поленитесь запомнить или записать упомянутые выше наименования документов, регламентирующих работу дорожно-постовой службы. Уверенное упоминание вами в разговоре с инспектором пунктов и статей Наставления ДПС и КоАП непременно произведет должное впечатление на блюстителя порядка.
Инспектор предлагает вам пройти в патрульную машину
Очень часто гаишники приглашают водителя пройти в патрульную машину. Как правило, без объяснения причин. Или для того, чтобы продолжить обсуждение факта нарушения Правил дорожного движения. Должен ли водитель безропотно следовать за дэпээсником? На этот и другие вопросы отвечает председатель общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Георгий Румянцев.
Когда инспектор ГАИ остановил автомобиль, многие водители сразу же выходят. И спешат подойти к патрульной легковушке. Делать это вовсе необязательно. Конечно, можно выйти из машины по собственной инициативе. Но исключительно для того, чтобы было удобнее разговаривать с гаишником. И не надо семенить к нему на полусогнутых, судорожно сжимая документы в дрожащих руках. Имейте гордость.
- Бывает, что инспектора, едва взяв у водителя документы, тут же требуют: «Выйдите из машины!» Что делать?
- Поинтересуйтесь, на каком основании инспектор предъявляет вам это требование. Случаи, в которых водитель действительно должен покидать свой автомобиль, перечислены в пункте 18.4 Наставления ДПС.
- Что это за случаи?
- Их несколько. Запоминайте. Первый - для досмотра транспортного средства, проверки соответствия номеров двигателя и кузова техпаспорту ТС. Второй - для устранения технической неисправности автомобиля. Третий - для досмотра водителя, если есть основания полагать, что он нетрезв. Или если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления или причастны к ДТП. Четвертый - для участия водителя в составлении документов или оказания помощи другим участникам движения. Это все. Никаких других причин быть не может.
- А если инспектор не утруждает себя объяснениями?
- Попросите у гаишника служебное удостоверение. Он обязан его предъявить (не выпуская из рук). Перепишите данные, не забудьте записать номер нагрудного знака. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы инспектор «не зарывался».
- Что делать, если дэпээсник настойчиво приглашает водителя сесть в служебный автомобиль?
- Настаивать на таких «посиделках» инспектор может только в одном случае: если он задерживает водителя. Основанием для задержания является любое административное правонарушение. Если такового не было, можете смело отказываться от «интима» с гаишником. Закон вас к этому не обязывает. Лучше посидите в своей машине, послушайте музыку...
- А вы лично в подобные ситуации попадали?
- Да, у меня самого как-то произошел такой случай. Ехал я через площадь Победы. Поворачиваю на Ленинский, и тут - взмах «полосатой палочки». Останавливаюсь. «Предъявите документы». Предъявляю. А дальше - всем известная фраза: «Выйдите из машины». …Погода, кстати, была ужасная. Дождь, ветер… Я заметил, что в патрульном автомобиле уже сидит «сладкая парочка» - еще один дэпээсник и водитель. Понял, что стану следующим. После того, как изрядно промокну…
Я не стал дожидаться развития событий. И сразу же заявил: «Никуда я выходить не буду! Можете составлять протокол о задержании. А я его потом обжалую…»
- И гаишник…
- Вернул мне документы. Кстати, я тогда обратил внимание, что «тормозили» они всех подряд. И не стал уезжать сразу. Решил посмотреть, как будет «общаться» инспектор с тем водителем, которого остановил сразу после меня.
- И что же?
- Он увидел, что я жду. Понял: дело пахнет керосином. И не стал связываться…
- К сожалению, водители предпочитают не вступать в дискуссию с блюстителями порядка. И безропотно подчиняются их незаконным требованиям. Как себя вести, если все-таки ты оказался в машине инспектора?
- В патрульной машине дэпээсники как правило продолжают или начинают разговор о совершенном водителем нарушении. И о предусмотренном за это наказании. Попутно выясняют: пил ли водитель накануне? А позавчера? Нередко получив утвердительный ответ, пускаются в пространные размышления. Мол, у всех алкоголь выводится из организма по-разному. Бывает, и месяц держится… А вы, мол, позавчера бутылку пива выпили. Ну-ка, дыхните. Фу-у! Ужасный запах…
- Тогда зачем весь этот спектакль?
- Подобными разглагольствованиями инспектора провоцируют водителя на дачу взятки. В большинстве случаев - к обоюдному удовольствию сторон. Ставка, как правило, вдвое ниже, чем предусмотрено за имевшее место нарушение. Если оно, конечно, было. Ну, а если не было, деморализованный наличием «ужасного запаха» водитель все равно предпочитает откупиться. Хотя бы в целях экономии времени.
- Но ведь так хочется «решить вопрос» побыстрее…
- В таких ситуациях каждый ведет себя так, как ему позволяют совесть, характер и жизненная позиция. И, конечно, серьезность совершенного правонарушения. Но следует помнить: все это может быть чистой провокацией.
- То есть?
- Периодически ОБЭП вместе с отделом внутренней безопасности проводят операции по «отлову» взяточников. Причем, ловят именно водителей.
- Как это происходит?
- Вы усаживаетесь в машину к инспектору ДПС. «Покупаетесь» на его явное или завуалированное предложение «разойтись» без протокола… Передаете деньги. И тут оказывается, что все это было записано на аудио- или видеоаппаратуру. Вас берут с поличным. А за дачу взятки должностному лицу - светит серьезная статья. И вы рискуете получить весьма солидный срок.
Еще раз хочу напомнить: садиться в машину к инспектору вы не обязаны. Мало того, постарайтесь этого избежать. Не забывайте: ваши пассажиры - потенциальные свидетели. В случае необходимости они смогут подтвердить вашу правоту. Засвидетельствовать, что вы были трезвы, что не нарушали ПДД, не предлагали инспектору деньги. А оказавшись с дэпээсником тет-а-тет, вы никогда не докажете, что он вымогал у вас взятку. Помните, что принимать у вас деньги в виде уплаты штрафа инспектор не имеет права. Даже самую маленькую сумму. Все выплаты производятся только через отделения Сбербанка.
Не забывайте и о том, что откупившись единожды, вы можете попасть на гаишный «лохотрон». Получив от вас деньги, «блюститель порядка» сделает вывод, что вы готовы платить. И передаст вас «по эстафете» своему коллеге. Который остановит вас метров через двести. Вы заплатите еще раз … и еще. Пока не попадете в руки ОБЭП.
Так что если вы точно знаете, что административных правонарушений не совершали, из машины можете не выходить. А если гаишник все-таки настаивает, требуйте составления протокола о задержании. Который потом - если он, конечно, будет составлен - можно будет обжаловать в суде. И выиграть дело.
Инспектор подозревает, что вы выпили,
и предлагает подписать отказ от освидетельствования
Ежедневно десятки водителей становятся пешеходами. Причем надолго. И, конечно, не по своей воле. Для этого достаточно лишь пойти на поводу у «доброго» гаишника и побыстрее, не вникая в подробности, подписать протокол. Где указано, что вы отказались от медицинского освидетельствования на состояние опьянения. А через некоторое время вы получаете… повестку в суд за отказ о прохождении этого самого освидетельствования. О том, как не лишиться прав, рассказывает председатель общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Георгий Румянцев.
- Очень часто инспекторы ГИБДД стараются получить отказ от медицинского освидетельствования любыми путями, - говорит Георгий Анатольевич. - Впечатление такое, что у них есть «план по валу». Каждый день гаишниками составляется по 30-40 протоколов. Причем число это остается неизменным.
Как же инспектора ГАИ умудряются заставить водителя подписать такой протокол?
- Недобросовестные сотрудники ДПС пользуются неосведомленностью водителей. Допустим, человек абсолютно уверен, что трезв. Гаишник эту уверенность, конечно же, чувствует. И поэтому предлагает отказаться от освидетельствования «чтобы не терять времени зря». Эта мотивация - экономия времени - особенно она действенна, когда водитель спешит. Мало ли какие ситуации бывают. Срочная работа, необходимость поездки на вокзал… в аэропорт… еще куда. А тут - перспектива такой длительной процедуры, как освидетельствование. Вот водители и идут на поводу у дэпээсников.
- Чем грозит водителю отказ от визита в медучреждение?
- Лишением прав. Причем независимо от того, был ли он «подшофе» или нет. Очень часто гаишники просто обманывают водителей. Они предлагают подписать отказ от освидетельствования. Говорят, мол, заплатишь маленький штраф. А потом, когда будет время, съездишь в наркодиспансер самостоятельно. Многие так и поступают. Получают заключение, что они трезвые, успокаиваются. И напрасно.
- Почему напрасно?
- Самостоятельное прохождение водителем медицинского освидетельствования не освобождает от ответственности по ст. 12.26 КоАП. Потому как его привлекают не за управление транспортным средством в нетрезвом виде, а именно за ОТКАЗ от прохождения освидетельствования. Протокол-то водитель подписал…
- Что же делать?
- Во-первых, не надо писать что-либо под диктовку инспектора. Типа, выпил вчера бутылку пива. Или фужер вина. Напишите в протоколе: «Признаков опьянения не имею. С протоколом не согласен». Укажите, что вы не отказываетесь от прохождения освидетельствования. Просто имеются какие-то конкретные причины, по которым вы не можете поехать в медучреждение сию же минуту. Проследите, чтобы дэпээсник мотивировал направление вас на освидетельствование. Указал признаки, которые позволили ему сделать вывод о вашей нетрезвости.
- Что это за признаки?
- Они перечислены в Приложении №6 к Приказу Минздрава РФ №308 «О медицинском освидетельствовании». Это запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, показания технических средств и прочие. Обычно дэпээсники указывают только запах изо рта. Но этот самый запах должен быть зафиксирован соответствующими приборами. А нос инспектора таковым не является.
- Протокол составлен, все написано правильно. Что дальше?
- Обязательно пройдите медицинское освидетельствование. Иначе можете лишиться прав. Лет на десять.
- Как на десять? Почему так надолго?
- Я уже говорил о том, что у гаишников существует «план по валу». То есть, они ДОЛЖНЫ составить определенное количество протоколов. А планы надо выполнять. И они выполняют.
- Каким же образом?
- Допустим, вы не смогли поехать в медучреждение немедленно. Подписали протокол. И отправились по своим делам. А метров через двести вас «тормозит» другой гаишник. По тому же поводу. И все начинается с начала.
- Прямо злой рок какой-то... Неужели случайность?
- Ничего подобного. Просто тот, первый дэпээсник, связался со своим коллегой «за углом»: «Слышь, к тебе лох поехал! Номер такой-то…» И вы опять попадаете в цепкие лапы ГИБДД. Составляется очередной протокол. Потом еще один… и еще… А потом суд «впаяет» вам срок лишения прав по совокупности.
- Что же делать?
- Во-первых, настаивайте на том, чтобы протокол составлялся при свидетелях. И обязательно обратите внимание свидетелей на то, что вы трезвы. Если вы спешите на вокзал или в аэропорт, сохраните билеты. Во-вторых, как я уже говорил, ОБЯЗАТЕЛЬНО посетите медучреждение. Не откладывая дело в долгий ящик.
- Допустим, водитель самостоятельно приехал на освидетельствование, и оказалось, что он «подшофе»…
- В этом случае инспектор, отпуская водителя, совершает должностное правонарушение. Вряд ли он не заметил признаков опьянения.
- А если это был всего лишь запах? Вы говорили, что нос инспектора не может служить «детектором»…
- Одним запахом тут явно не обошлось. Даже если водитель выпил бутылку пива, уже через час-полтора уровень алкоголя в крови будет в норме. Ведь не пил же он прямо в машине за рулем! Так что наверняка присутствовали и другие признаки опьянения. В этом случае инспектор должен отстранить водителя от управления. Задержать автомобиль и отправить его на штрафстоянку. Если, конечно, рядом нет человека, который может сесть за руль. Но в моей практике часто бывали ситуации, когда недобросовестные дэпээсники формально составляли протокол и получали отказ от освидетельствования. Потом изымали права, выписывали временное разрешение и… отпускали водителя на все четыре стороны.
- Получается, что гаишники сознательно выпускают на дорогу нетрезвых водителей…
- В этом случае для инспектора главное - выполнить план по отказам. Составить необходимое количество протоколов, отчитаться перед начальством. Может, получить премию за хорошую работу. Вот, мол, сколько я нарушителей выявил. А они, такие-сякие разэтакие… ну ни в какую не хотят к медикам ехать…
- А если водитель оказался трезвым?
- В этом случае действия сотрудника ГИБДД были незаконны. И вы имеете право подать в суд. На возмещение морального вреда. А иногда и материального ущерба. Если, конечно, сумеете доказать, что по вине слишком рьяного гаишника вы понесли убытки.
- Прецеденты имеются?
- Да, мы неоднократно доказывали в суде неправомерность действий инспекторов. Кстати, одна из судей внесла соответствующее представление в ГИБДД. Мол, прекратите порочную практику. Но там отмахнулись…
В заключение хочу заострить внимание на следующем. Помните, что проходить освидетельствование по требованию инспектора ГАИ водитель ОБЯЗАН. Отказ наказывается лишением прав сроком до двух лет. И не забывайте о хитрой гаишной схеме отлова «отказников». А то можете лишиться прав… пожизненно.
Вас останавливает дружинник
Нередки случаи, когда автомобилистов останавливают не сотрудники ГАИ, а дружинники. Начинают проверять документы, досматривать машину. Бывает, даже составляют протоколы. Законно ли это и как правильно водителю повести себя в данной ситуации поясняет Председатель общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Георгий Румянцев.
- Когда дружинник останавливает на дороге автомобилиста - это абсолютно незаконно. Дружинникам на это права не дано. После того, как в 2004 году были внесены изменения в Правила дорожного движения, такое право теперь имеют лишь штатные сотрудники милиции.
- А дружинники? Они ведь тоже нередко стоят с жезлом. На них - специальная одежда с символикой ГАИ. Как правильно себя повести автомобилисту?
- Итак, вы остановились. К вам подходит дружинник. Чаще всего он невнятно бормочет: «ГАИ такого-то района. Ваши водительские права».
- И что же делать водителю? Предъявлять водительские права?
- Вовсе нет.
- Но это же неподчинение представителю силовых структур?!
- Не все так страшно. Тем более, что закон на вашей стороне. Надо лишь задать один уточняющий вопрос: «А кем вы являетесь?». Он разумеется отвечает, что дружинником. Тогда попросите предъявить его свои документы. Когда вы убедитесь, что остановивший вас действительно дружинник, можете смело уезжать. Закон опять будет на вашей строне.
- Хорошенькое дело... Но ведь чаще всего неподалеку находится инспектор ГАИ. Как правило, возле патрульной машины. После неподчинения дружиннику инспектор может попытаться задержать автомобилиста. Устроить за ним погоню. Применить оружие не дай Бог...
- Умный и знающий законы инспектор так никогда не сделает. Потому что знает, что сам допустил нарушение.
- Какое нарушение?
- Это же он в обход всех инструкций и предписаний передал дружиннику не только жезл и радар, но и форменную одежду со светоотражающими полосками и надписью на спине «ДПС». В то время как сам в это время спокойненько сидел в патрульной машине и жевал бутерброд.
- Только и остается надеяться, что инспектор попадется действительно УМНЫМ. Однако совершенно непонятно, зачем дружиннику все это надо? Зачем проявлять ненужную, а главное, противозаконную инициативу?
- Как правило, в дружинники идут люди определенного склада. Очень много среди них молодых ребят, пришедших с армии, которые хотят таким вот своеобразным способом самоутвердиться а обществе. Они с большим энтузиазмом выходят на дороги, чтобы иметь власть над людьми. И испытывают наслаждение, когда видят, что автомобилист теряется, весь сжимается, дрожит, трясется и начинает заискивать перед ними.
- На какой документ может сослаться автомобилист, если придется вступать с дружинниками в разборки по поводу его прав и полномочий?
- На Правила дорожного движения, где четко сказано, что водитель обязан останавливаться по требованию сотрудника милиции. На этот счет МВД давало четкие указания Управлениям ГИБДД на местах. В том числе и калининградской ГАИ. Так что это положение должно неукоснительно выполняться.
- Но не совсем понятно, чем же тогда должны заниматься дружинники? И нужны ли они вообще?
- Конечно, нужны. Дружинники могут успешно заниматься профилактикой нарушений Правил дорожного движения.
- Это как?
- На площади Победы, например. Многие водители, невзирая на знак «въезд запрещен» и «остановка запрещена» заезжают и паркуют свои машины. Вот тут-то и должен появиться дружинник, чтобы напомнить водителю, что тот нарушил требования знаков и предупредить, что в этом месте автомобиль оставлять нельзя. А уж если водитель проигнорирует предупреждение, вот тогда дружинник должен вызвать инспектора ДПС для наказания нарушителя. Такую же работу можно проводить и на улице Черняховского прямо напротив Управления областной ГИБДД - обычно там бросают машины не только простые граждане, но и высокопоставленные сотрудники милицейского ведомства.
...А еще дружинник может быть понятым. Или даже свидетелем. Но не всегда. Ведь в определенных случаях дружинник - лицо заинтересованное.
- Какими правами обладают сотрудники ГАИ и дружинники по остановке автомобилей на загородных трассах?
- На загородных трассах инспектора ГАИ, не говоря уж о дружинниках, никакого права останавливать машины не имеют. За исключением случаев, когда водитель нарушает Правила дорожного движения.
- А просто для проверки документов?
- Еще раз подчеркиваю: такого права у гаишников нет.
- Что же предпринять водителю, увидев взмах полосатого жезла на трассе?
- Выполнить команду все же надо. Убедившись, что причина остановки не связана с каким-либо нарушением, допущенным вами, спокойно и четко заявить: «Вы не имели права меня останавливать!»
- Лично вас останавливали дружинники?
- Два раза. В первом случае вышел довольно серьезный инцидент. Меня остановил человек в светоотражающем жилете и с радаром в руках. Представился. Попросил меня пройти в патрульную машину. Я, как законопослушный гражданин, проследовал за ним и лишь потом узнал, что остановивший меня является дружинником.
- Чем все закончилось?
- Инспектор ГАИ серьезно поплатился за то, что отдал в руки дружиннику радар, спецодежду и приказал ему останавливать на дороге машины. Нерадивый инспектор был уволен, а начальник Гурьевской ГАИ принес мне извинения.
- Как внешне отличить сотрудника ГАИ от дружинника?
- На форму не смотрите - это кого угодно собьет с толку. Потому что и те и другие очень часто носят яркие световозвращающие жилеты. Основное отличие - это жетоны. У сотрудников ГАИ - есть жетоны. У дружинников их нет. Помимо сотрудников ГАИ имеют право останавливать машины еще и стажеры. У них тоже жетонов нет. Но есть удостоверение стажера. Поэтому я и обращал внимание на то, что если у вас возникли какие-либо сомнения, то надо обязательно попросить остановившего вас сотрудника предъявить вам документы. На это вы имеете полное право. Основание: пункт 2.4 ПДД в редакции Постановления Правительства РФ от 31.10.1998 №1272. Там говорится: «Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение».
Инспектор ГАИ надо мной просто издевался!
Стать нарушителем Правил дорожного движения очень просто. Иногда достаточно только оказаться «не в то время и не в том месте». Например, попасться на глаза обалдевшему от скуки гаишнику, высматривающему среди проезжающих мимо машин, до чего бы ему ещё докопаться...
Что за цирк?
Моя старенькая «Тойота-Марк II» внезапно закапризничала. Дернулась, чихнула пару раз и заглохла. Оживить «Марка» у меня никак не получалось. Пришлось взывать о помощи к собратьям-автомобилистам. Вскоре возле меня остановилась «Тойота-Королла». Её водитель согласился дотащить на буксире «Марка» до моего дома. Итак, едем мы, «связанные одной цепью». Потихоньку ползем по проспекту Победы, сворачиваем на улицу Менделеева...
До моего дома осталось совсем немного - метров триста. И тут - взмах полосатой палочки. И голос страшно сердитого гаишника: «Что это за цирк вы тут устроили? Пройдите в мою машину!» Ничего не понимаю. В чем же я провинилась? Каждый день езжу по этому маршруту, все знаки изучила наизусть... И скорость явно не превысила. Оказалось, что причиной остановки стало то, что моя машина тяжелее, чем «Тойота», которая меня «тянула».
- Вы что, не знаете, что разрешается буксировать только те транспортные средства, которые весят в два раза меньше «ведущего» автомобиля? - накинулся блюститель порядка на моего спасителя. - А ваша машина весит килограммов 800. С таким весом можно только мотоциклы буксировать! Мы в недоумении. Мотоциклы? Да разве же их можно буксировать? И потом, при чем тут вес машины? Получается, что если возникла необходимость оттащить внезапно умерший легковой автомобиль, нужно обращаться за помощью лишь к водителям грузовиков? Ничего себе правила!
«У меня нет таких денег!»